Давай по новой, Ян, всё фигня — обзор The Alters

Студия 11 bit, создатель The Alters, получила наибольшую известность благодаря This War of Mine и Frostpunk. Первая представляет собой двухмерный стелс-экшен, а вторая — градостроительный симулятор. Несмотря на то что эти жанры далеки друг от друга, сами игры получились очень похожими в отдельных моментах. В обоих тайтлах упор делается на выживание, экономическую стратегию и сложные моральные выборы. Разумеется, новинку эти элементы тоже не обошли стороной.

The Alters — чудное (можете ставить ударение в любом месте) и на удивление органичное сочетание приключенческого экшена, экономической стратегии и визуальной новеллы. Здесь есть исследование планеты, строительство базы, добыча ресурсов, перестрелки¹ с монстрами², задушевные диалоги с долгоиграющими последствиями и несколько концовок.

¹ Ну не то чтобы перестрелки.

² И это не сказать чтобы монстры.

³ Но в Steam стоит тег «приключенческий экшен», и я уважаю это. Надеюсь, мою метку «визуальная новелла» тоже добавят.

Кто такие альтеры?

Главный герой игры — космонавт Ян Дольский. Волей случая (не совсем, но это уже спойлер) он единственный выжил при крушении корабля. Чтобы добраться до точки эвакуации, ему нужна помощь целой команды. Где же её достать? Разумеется, вырастить! 

С помощью таинственного вещества рапидия, за которым и была послана космическая миссия, можно выращивать органику в считаные мгновения. Глобально это решает проблему мирового голода, а более предметно — позволяет создать клона за несколько часов. Но постойте, нам ведь нужны специалисты самых разных сфер: механик, учёный, врач и т. п. Как же быть? На помощь приходит мультивселенная. Как бы.

Квантовый компьютер корабля, обычно использующийся для межзвёздной навигации, может анализировать воспоминания Яна и создавать его альтернативные личности. К примеру, базовый герой бросил аспирантуру ради более прибыльной работы. Но что, если бы он остался в университете? Тогда бы он стал успешным учёным, способным изобретать разные полезные штуки в полевых условиях. И вот компьютер моделирует новый жизненный путь и загружает его в клона. Так получается альтер, фактически двойник из параллельной вселенной.

Давай по новой, Ян, всё фигня — обзор The Alters

1/3Ян Механик отказался поступать в университет. Он остался дома, чтобы защитить мать от алкоголика-отца | Источник: скриншот из игры The Alters

2/3Источник: скриншот из игры The Alters

3/3Во что же ещё им играть? | Источник: скриншот из игры The Alters

Разные решения меняют не только профессию альтера, но и его характер. Тот же Учёный стал безэмоциональным прагматиком. А пожертвовавший карьерой ради жены Ботаник, наоборот, чувствителен на грани эстрогенного передоза. Шахтёр психологически нестабилен из-за ряда пережитых травм. Механик смог дать отпор тирану-отцу и стал из-за этого упёртым как баран, но сердце у него, как сказали бы англичане, в правильном месте.

Легко было сделать альтеров одномерными воплощениями какой-то определённой черты характера, но они получились вполне объёмными и многогранными. Это и один из столпов повествования: клоны — не просто инструменты, а полноценные личности. Ботаник мне всё равно кажется болезненно зацикленным на жене, но я встречал людей, способных любой разговор свести к своей второй половинке. Так что, наверное, и он имеет право жить.

Отношения Яна с альтерами — значительная часть менеджмента. Сытый и довольный работник трудится на совесть, а от депрессивного любителя селфхарма толку чуть. Поэтому обустраивать быт команды и её отдых — ничуть не менее важная работа, чем распределение обязанностей.

К этому же относятся и личные квесты клонов. Такие задания позволяют не только лучше узнать персонажей, но и выучивать Уроки. Каждый из альтеров может научить Яна чему-то важному: доверию, прагматичности, оптимизму и т. п. И это важно не только с философской точки зрения, но и с геймплейной — Уроки открывают новые варианты ответов в диалогах.

Так собирается пазл личности Яна | Источник: скриншот из игры The Alters

Сюжет

Диалоги — это часть, из-за которой я добавил метку «визуальная новелла» на страницу The Alters в Steam. Весь сюжет подаётся через разговоры с выборами ответов. И если вырезать из игры экономику и экшен, то, по сути, она превратится именно в визуальную новеллу. Не самую симпатичную, но по-своему хорошую.

Разработчики обещают пользователям очень высокий уровень реиграбельности как раз из-за системы решений и последствий. Каких альтеров вы будете создавать, как будете себя с ними вести, кого из них поддерживать — всё это влияет на течение сюжета и его финал. 

Строго говоря, финал-то в игре один. Но глобальных подходов к его реализации два. Первый — довериться своему начальнику, который много темнит и проявляет подозрительно нездоровый интерес к сомнительным экспериментам. Второй предполагает возложить надежды на бывшую жену и корпорацию, которая (речь про корпорацию… наверное) далеко не факт, что заинтересована в выживании героя. Все эти недомолвки подкармливают паранойю и отлично подогревают интерес к прохождению.

1/3Мы сможем пообщаться с разными людьми, но ни одного из них не увидим. Вероятно, из-за экономии. Однако безликость собеседников задаёт определённую атмосферу | Источник: скриншот из игры The Alters

2/3Источник: скриншот из игры The Alters

3/3Источник: скриншот из игры The Alters

Игра учит нас, что в жизни не бывает неправильных выборов. Поэтому в кульминационный момент предлагает нам две равно ужасные альтернативы, обе из которых приведут к кризису третьего акта. Хотя хотелось бы, чтобы таких тяжёлых выборов было побольше.

Что касается финала, то мне удалось посмотреть несколько развязок истории, но в рамках одного, корпоративного, пути. Отличались мои концовки друг от друга не очень сильно. Да, где-то я в одиночку победил мировой голод, а в другом сценарии мир оказался на грани коллапса. Но поставлена финальная сцена очень скучно, и меняются в ней лишь реплики на фоне. Нам даже не показывают, как сложились жизни альтеров, что как-то обесценивает само их существование, а также 20-30 часов, ушедших на выстраивание отношений с ними.

1/3Я успел породниться со своими «братьями». Вместе мы пережили множество как тяжёлых, так и светлых моментов. Поэтому мне очень не понравилось, что их почти полностью проигнорировали в эпилоге | Источник: скриншот из игры The Alters

2/3Я успел породниться со своими «братьями». Вместе мы пережили множество как тяжёлых, так и светлых моментов. Поэтому мне очень не понравилось, что их почти полностью проигнорировали в эпилоге | Источник: скриншот из игры The Alters

3/3Я успел породниться со своими «братьями». Вместе мы пережили множество как тяжёлых, так и светлых моментов. Поэтому мне очень не понравилось, что их почти полностью проигнорировали в эпилоге | Источник: скриншот из игры The Alters

Философия

Многих из нас, меня уж точно, частенько мучает вопрос: «А что, если?» Что, если бы я признался в любви девочке из параллельного класса? Что, если бы не уволился из органов? Что, если бы попытался найти мать? Как изменилась бы моя жизнь, как изменился бы я? Стало бы всё лучше или хуже? Не совершил ли я ошибку?

Ян Дольский получил ответы на все эти вопросы. Он точно узнал, «что случилось, если бы». Грибы во рту не выросли, но зато он переосмыслил своё существование. А вот далее — мой прокол. Игра очень прямо и очень доходчиво объясняет свою философию, но я забыл записать её постулаты и теперь боюсь неправильно передать мысль.

Быть может, кому-то, кто не испугался в девятом классе своих чувств, хватило бы храбрости рассказать вам всё своими словами. Может быть, человек с достаточными для правоохранительной службы выдержкой и дисциплиной сумел бы запомнить всю нужную информацию. Ах, если бы всё сложилось иначе…

Размышлениям на тему жизненных выборов и сожалений о них посвящено множество произведений: от стихов Андрея Дементьева до комедий Джеймса Белуши. По моему субъективному мнению, у The Alters получается раскрыть её несколько лучше, чем прочим. Не в последнюю очередь благодаря интерактивности видеоигрового жанра. Поэтому, если вас гложут подобные вопросы и вы не можете перестать думать о развилках своей судьбы, вам определённо стоит сыграть.

1/4Читать биографии альтеров довольно увлекательно | Источник: скриншот из игры The Alters

2/4Читать биографии альтеров довольно увлекательно | Источник: скриншот из игры The Alters

3/4Читать биографии альтеров довольно увлекательно | Источник: скриншот из игры The Alters

4/4Читать биографии альтеров довольно увлекательно | Источник: скриншот из игры The Alters

Экономика

Геймплей! Наконец-то мы добрались до геймплея. Он делится на две части: менеджмент и экшен. Начнём с первой.

The Alters — вполне типичная экономическая стратегия в реальном времени, которая отличается от других представителей жанра разве что камерой. Обычно в таких играх мы смотрим на мир как минимум с высоты птичьего полёта, а здесь вид от третьего лица. То есть, чтобы построить шахту, недостаточно навести на неё курсор — нужно найти жилу и дойти до неё на своих двоих.

По меркам стратегий новинка от 11bit относительно простая. Здесь не очень много видов ресурсов, щадящие условия возврата материалов при сносе и в целом производственные цепочки максимально короткие и понятные. Однако в этом нет ничего плохого. Чрезмерная сложность экономической системы негативно бы повлияла на другие элементы: повествование и исследование мира.

1/2Со временем базу можно будет расширить и построить новые модули: оранжерею, комнату отдыха, даже парк | Источник: скриншот из игры The Alters

2/2Со временем базу можно будет расширить и построить новые модули: оранжерею, комнату отдыха, даже парк | Источник: скриншот из игры The Alters

При этом определённые трудности экономика и выживание, разумеется, доставят. Добраться до некоторых источников ресурсов бывает очень непросто, а наладить их транспортировку — ещё сложнее. Кроме того, нужно успеть сделать всё до конца дня, когда уровень радиации поднимается до опасного уровня. Время, к слову, всегда работает против нас. Нашей экспедиции нужно постоянно двигаться, убегая от солнца. Последнее увеличивает количество аномалий и сокращает безопасное окно для вылазок. Хотя, по моим ощущениям, приближение солнца обычно заскриптовано и привязано к сюжетным событиям.

Ещё одна интересная деталь стратегического элемента — склад. В этой игре нагриндить кучу ресурсов не получится. Во-первых, размеры базы ограничены — много складов не построишь. Во-вторых, здесь вес есть у всего: и у ресурсов, и у построек, и у инструментов. В-третьих, перегруженная база может легко стоять на месте, но не двигаться. Поэтому игра заставляет всегда поддерживать баланс на грани истощения.

1/2Некоторые ресурсы можно просто подобрать, на добычу других уйдёт значительно больше времени. А для неисчерпаемых жил придётся строить шахтёрские аванпосты | Источник: скриншот из игры The Alters

2/2Некоторые ресурсы можно просто подобрать, на добычу других уйдёт значительно больше времени. А для неисчерпаемых жил придётся строить шахтёрские аванпосты | Источник: скриншот из игры The Alters

Экшен

Экшен-составляющая The Alters, опять же, недотягивает до других экшенов по глубине. И вновь это не минус, а, скорее, особенность. 

В течение игры Ян посетит несколько участков таинственной планеты, каждый раз пытаясь найти месторождения ресурсов и устранить новые препятствия на пути. В плане дизайна локации слегка отличаются друг от друга, но всё равно сводятся к безжизненным скалам с парой-тройкой инопланетных изюминок. Изучать местность лично мне не показалось особо интересным: мы просто бегаем туда-сюда, изредка карабкаясь или буравя завалы. С изучением новых технологий беготня становится немного удобнее, но всё равно ничего особенного.

Добавить перчинки призваны аномалии. Да, прямо как в S.T.A.L.K.E.R. И выбросы радиации. Прямо как там же. Аномалии вроде как оправдывают отношение к жанру экшена, хотя ничего особо динамичного или опасного в них нет. Некоторые облучают радиацией, другие ускоряют течение времени, третьи искажают пространство. Каждую из них можно устранить.

В общем, экшен не самый увлекательный, однако я пропылесосил каждую локацию по одной-единственной причине. В этой игре лучшие в мире коллекционные предметы.

1/3Локации красивые и атмосферные | Источник: скриншот из игры The Alters

2/3Так выглядят «перестрелки» | Источник: скриншот из игры The Alters

3/3А это другой вид аномалий | Источник: скриншот из игры The Alters

Кино и пивпонг

Для улучшения настроения альтеров на базе нужно построить комнату отдыха. В ней можно сыграть с клонами в пивпонг — простенькую, но забавную мини-игру, которую редакция Cybersport.ru на всякий случай осуждает. А ещё здесь доступны для просмотра фильмы, найденные на просторах планеты.

Искренне надеюсь, что 11bit опубликует эти короткометражки в открытом доступе, потому что они восхитительны. С бюджетом в полбутерброда и абсурдным юмором, они на две головы выше последних сезонов «Чёрного зеркала» или «Любви, смерти и роботов». 

Каждый эпизод пародирует какой-нибудь троп из научной фантастики. В одном из фильмов земляне вышли на контакт с инопланетянами, но не с высокоразвитыми интеллектуалами, а с двумя навязчивыми придурками. В другом два человека поменялись телами, но не выучили уроки о морали, а делились неожиданными наблюдениями об организмах друг друга. В третьем показали очень неэффективную версию людей в чёрном.

1/4Абсолютно | Источник: скриншот из игры The Alters

2/4Шедевральный | Источник: скриншот из игры The Alters

3/4Восторг | Источник: скриншот из игры The Alters

4/4И маленькая документалка о разработчиках | Источник: скриншот из игры The Alters

Минусы

Главный минус The Alters — это сочетание жанров. И, уже в третий раз, не столько минус, сколько особенность, но особенность, которая может стать огромным недостатком. Если вам интересны только стратегии или только экшены, то новинка вряд ли вам подойдёт. Строить инопланетные базы, возможно, будет интереснее в Surviving Mars, а перестрелки наверняка увлекательнее в Returnal. Однако если предубеждений по этой части нет, то опыт получится интересным.

Финал, как я говорил выше, не дарит достаточно сильной эмоциональной разрядки. 

Здесь небольшие спойлеры к финалу

Мы пережили опаснейшее приключение на далёкой планете и получили в награду скучнейшую сценку о том, как мужик говорит по телефону у себя в квартире. И не узнали ничего о судьбе альтеров, как будто их и не было никогда. Альтеры и отношения с ними составляли краеугольный камень всей игры и истории. Не включить их в эпилог — нарративный плевок в лицо аудитории.

Отсутствие ручных сохранений стало для меня неприятным открытием. Прогресс сохраняется только автоматически и только в начале дня, после пробуждения главного героя. А значит, нельзя выйти из игры в любой момент. А если вылет случится в конце дня, то придётся переигрывать весь этот день.

К слову, о технической стороне. Сначала всё было прекрасно: никаких багов и стабильные 60 FPS на любых настройках. А потом разработчики накатили обновление весом с саму игру. Появилась огромная плашка с предупреждением о предрелизной версии, частота кадров начала проседать местами до 10 FPS на любых настройках, а вылеты превратились в печальную обыденность. Вдобавок альтеры начали застревать. Играть стало очень неприятно.

Выдавая ключ, разработчики заявили, что все баги им известны и они их устранят с патчем первого дня. Я им, конечно, верю, но меня так часто обманывали этими обещаниями. 

Достоинства

  • Интересная концепция смешения непохожих жанров.
  • Увлекательная история.
  • Интересное философское рассуждение на тему жизненных выборов.
  • Определённый простор для реиграбельности, так как всех альтеров за одно прохождение собрать не получится, а некоторые ключевые выборы взаимоисключают друг друга.
  • Живые и объёмные персонажи.
  • Экономический геймплей довольно простой, но всё равно увлекательный.
  • Потрясающие короткометражки. Абсолютно прекрасные.

Недостатки

  • Экшен-сторона геймплея не очень интересная.
  • Техническое состояние вызывает вопросы. Возможно, на релизе оно будет идеальным, а возможно, просто ужасным.
  • Слабый финал для такой истории.

8.5

Лучший эпизод «Чёрного зеркала»

The Alters — очень интересное произведение с интригующей концепцией, которая сочетает в себе приключенческий экшен от третьего лица и экономическую стратегию с элементами выживания. Игра может похвастаться увлекательной историей и привлекательными, живыми персонажами. Пусть финал у неё слабый, но плюсов значительно больше, чем минусов.

Источник: cybersport.ru

Next Post

Аналитики считают Aurora фаворитом в матче против Faze Clan — сможет ли s1mple доказать, что они не правы?

Первым противником состава Aurora Gaming по CS2 на третьем групповом этапе BLAST.tv Austin Major 2025 станет FaZe Clan. Матч состоится 12 июня, его начало запланировано на 20:30 мск. Ранее FaZe Clan лишь с последней попытки смогла преодолеть второй групповой этап, в то время как Aurora за счёт высокого положения в рейтинге Valve получила инвайт сразу в […]