Фильм, который можно показать маме, чтобы объяснить, почему ты сидишь за компом — каким получился «POV: Киберспорт»

11 июня в Москве в рамках фестиваля Beat прошел премьерный показ документального фильма «POV: Киберспорт» от BetBoom Esports. Документальные фильмы про киберспорт уже не редкость: у нас были True Sight от Valve, полулюбительские работы вроде «В зените мечты», картины про конкретных игроков (Free to Play) или команды («Рожденные побеждать»). Некоторые из перечисленных фильмов были вполне удачными, но довольно узконаправленными и рассчитанными на внутреннюю аудиторию киберспорта. Создатели «POV: Киберспорт» попытались выйти за эти рамки и показать индустрию под разными углами, причем такими способами, чтобы заинтересовать ей и стороннего зрителя. О том, насколько этот план сработал, поговорим в материале Cybersport.ru.

Красивая витрина для киберспорта

Киберспорт сейчас не нуждается в постоянном самоутверждении и отчаянных попытках привлечь к себе внимание. Из подвальных компьютерных клубов все давно перебрались на стадионы, а образ «очкастого задрота» постепенно стирается. В целом киберспорт чувствует себя более уверенно, чем большинство традиционных спортивных дисциплин. Однако у киберспорта так и не сформирована узнаваемая витрина для внешнего наблюдателя, нет своих понятных и узнаваемых символов (когда-то в качестве витрины выступал призовой фонд The International), как это есть в футболе с Роналду, Месси и чемпионатом мира или в баскетболе с НБА и Майклом Джорданом, да даже в «Формуле-1» с Шумахером. 

Так вот, «POV: Киберспорт» стремится создать красивую витрину, которая бы могла презентовать киберспорт, но сделать это не через банальные футажи кричащих фанатов на TI, а через истории действующих лиц этой индустрии.

И авторам удалось поймать баланс: с одной стороны, повествование идет таким образом, чтобы не перегружать зрителя терминами и тонкостями игр, а с другой  фильм не скатывается в формат «киберспорт для чайников», где неловкость начинает чувствовать уже человек, знакомый с киберспортом. 

Фильм, который можно показать маме, чтобы объяснить, почему ты сидишь за компом — каким получился «POV: Киберспорт»

Кадр из трейлера «POV: Киберспорт»

«POV: Киберспорт» говорит со зрителем на понятном языке: когда в повествовании появляется The International, тебе объясняют, почему этот ивент так важен для героя; когда надо показать, почему стиль Антона dyrachyo Шкредова — это действительно нечто необычное, фильм доступно расписывает, кто такой керри в Dota 2 и почему Шкредов привнес что-то новое в эту роль. 

Лера ГребенниковаРедактор Cybersport.ru

Добавим ложечку дегтя. Несмотря на все привлекательные стороны, фильм получился довольно сумбурным. В сравнительно небольшой хронометраж создатели успели запихнуть целых двух героев в двух дисциплинах — CS и Dota 2, чуть-чуть истории создания BetBoom Dacha, чуть-чуть — про крупные мероприятия, а сверху — еще огромное множество тем. Даже несмотря на то, что повествование было разделено на несколько глав, за ним иногда было довольно сложно уследить человеку, который не находится внутри индустрии на постоянной основе, не следит за новостями, да и в целом мог рандомно включить эту документалку, например, на YouTube и по какой-то причине захотеть остаться. В этом, наверное, кроется главная смысловая проблема этой яркой, но сложной витрины — перенасыщенность материалом, явно горящее желание режиссера и съемочной команды показать всё везде и сразу. К сожалению, без четкой структуры и конкретно выведенной главной идеи фильма в мозгу остается лишь яркая вспышка с послевкусием «круто, но почти ничего не понятно». Ну и свербящее ощущение, что, может быть, пришло время более глубоко погрузиться в обе киберспортивные дисциплины. 

В визуальном плане «POV: Киберспорт» выглядит крайне симпатично и «взросло», но без избыточного пафоса. Впрочем, лучше об этом расскажет моя коллега.

Лера ГребенниковаРедактор Cybersport.ru

Производством фильма занимался московский продакшен Stereotactic. Это настоящие энтузиасты своего дела, выросшие из небольшого сообщества в узнаваемых лидеров рынка, собрав под своим крылом людей, у которых есть свой авторский взгляд на вещи и крайне высокая экспертиза в кино.

У Stereotactic есть не только реклама, но и художественные фильмы («Экспресс», «Гимн чуме») и ряд документальных, причем темы там — просто восторг. Например, фильм «Управляемый занос» о гонщике с ограниченной мобильностью, мини-сериал «Русские хакеры: Начало», «Без кубков и медалей» про «душу и смысл настоящего русского футбола» или еще один на вышеупомянутую тему — de_Dacha о дубайском LAN-турнире по CS2.

Производством «POV: Киберспорт» продакшен занимался последние два года. Это большая работа: интервью, огромное количество материала с турниров и других мероприятий, архивные съемки, клипы с использованием компьютерной графики. Картинка и вправду выглядит ну очень сочной, разнообразной, затягивающей в повествование. 

Кадр из трейлера «POV: Киберспорт»

Хорошо выбранные герои (почти)

Сюжет «POV: Киберспорт» строится вокруг четырех историй: Антона dyrachyo Шкредова, Данила donk Крышковца, серии турниров BetBoom Dacha (и ее создателей), а также обычного фаната киберспорта, который стремится на профессиональную сцену и впервые едет на тир-1 турнир в качестве зрителя. 

Первые три, на мой взгляд, получились полными и кинематографическими, а главное — разными. С одной стороны, есть donk, который изначально считался гением и с легкостью пробился на тир-1 уровень. С другой — dyrachyo, керри, который несколько лет не мог показать результаты и вообще не котировался в комьюнити как тир-1 игрок, но смог преодолеть все трудности, найдя собственную идентичность в игре. 

Кадр из трейлера «POV: Киберспорт»

У donk, например, есть очень крутые архивные записи с первых локальных ивентов, где он еще совсем маленьким школьником обыгрывает уже взрослых соперников и довольный стоит на сцене, будучи чуть ли не в два раза ниже своих тиммейтов. Но главное, что donk попытались раскрыть как личность, показав две его стороны: абсолютно безумный и ничего не боящийся игрок, который заполняет собой сервер, и тихий подросток, который, даже будучи в команде, живет как будто в своем мире. Такие моменты подавались не в лоб текстом спикеров, а через крохотные детали: вот donk медленно, почти медитативно сворачивает коврик (это буквально у него занимает секунд 15), а вот он молча уезжает с вечеринки команды, чтобы просто сесть тренироваться. 

В противоположность ему идет dyrachyo — настоящая медийная звезда, гораздо более открытый, эмоциональный, раскрепощенный, получающий удовольствие от всего, что происходит вокруг. Он в жизни и на сервере — один человек, который просто очень долго искал тех, кто примет его таким, какой он есть, и сможет воспользоваться его сильными сторонами. И если donk борется с внутренним давлением, то dyrachyo противостоит давлению внешнему, из-за которого любая неудача его команды тут же списывается на экстравагантность и нестандартный стиль игры керри. 

Лера ГребенниковаРедактор Cybersport.ru

Выбор героев правда интересный. Две противоположности, два характера. Есть нюанс: из-за их постоянного перемежения в монтаже не очень прослеживается их яркая разница. Всё будто сплетается в единый образ эдакого «киберспортсмена», который и так может, и вот так. Ребятам на про-сцене — успехов, а режиссеру — мягкое предложение поработать с повествованием.

История же серии турниров BetBoom Dacha и ее создателей из студии FISSURE стала эдаким ламповым экскурсом в ностальгию. Во времена тех самых подвальных турниров, ивентов, где пенного было больше, чем игровых девайсов, — когда люди приходили в киберспорт не ради денег, а по любви. И на контрасте с этими образами идет картинка из настоящего: к чему пришли те люди, которые еще недавно платили сотрудникам домашней картошкой, набирали кредиты и спали на рабочем месте. 

Кадр из трейлера «POV: Киберспорт»

А вот линия того самого фаната оказалась чуть менее понятной и привлекательной. Причем сам герой (как и его отец) — вполне харизматичный парень. Однако не совсем понятно, куда и зачем эта история двигает картину в целом. Изначально у героя чуть менее 4 тыс. MMR, он уже не школьник, но мечты о киберспорте в нем всё еще горят. Да, по ходу фильма он поднимается до 6 тыс., но ведь зритель из индустрии понимает, что это всё еще несерьезно, а авторы картины как будто пытаются нас убедить, что наш герой уже на полпути, чтобы ворваться в большую игру. В этом плане концовка, где нам говорят, что герой потерял несколько сотен MMR, но всё еще стремится в киберспорт, выглядит как ироничная насмешка.

Возможно, вот эта линия с «человеком из народа», у которого горящие глаза, но мало перспектив, могла бы стать показательной, если бы создатели рискнули завернуть ее в противоположную сторону. То есть показать, что нет, просто увлеченности и желания недостаточно. А киберспорт, как и любой спорт, жесток в том числе и своим отбором — мечты нередко разбиваются, а ты остаешься у разбитого корыта с десятком тысяч потерянных часов. Вместо этого же мы получили привычный уже взгляд на индустрию через розовые очки.

Кадр из трейлера «POV: Киберспорт»

Внутрянка 

Искушенного фаната киберспорта в подобных документальных лентах прежде всего привлекает возможность увидеть уже знакомую историю с другой, скрытой стороны — заглянуть за кулисы и увидеть, что стоит за той или иной победой или поражением. 

В этом плане у «POV: Киберспорт» есть что предложить аудитории. Прежде всего это связано с организацией ивентов от FISSURE. И тут как раз уже без розовых очков. Появляется возможность увидеть, сколько разрушенных нервных клеток и нелитературных слов стоят за каждой задержкой на трансляции. А ведь именно про этот аспект киберспорта всегда говорят меньше всего, поэтому такой ракурс выглядит крайне выгодно. 

Аналогичная ситуация и с историей donk: тут и много спикеров из Team Spirit, и кадры с буткемпов, и записи с участниками в неформальной обстановке. Одним словом, много контента, который понравится поклонникам клуба и фанатам Крышковца. А вот с dyrachyo ситуация чуть иная. Он как спикер, конечно, в кадре появляется часто, но вот его тиммейтов в фильмы вы не увидите, как и вообще каких-либо эксклюзивных материалов с Gladiators или Tundra. Чем, интересно, обусловлен такой дисбаланс? 

Чего не хватило? 

При ряде преимуществ, которыми обладает «POV: Киберспорт», нельзя не отметить и определенные недочеты ленты. Например, в Dota 2 фрагменты матчей выбраны будто случайно и идут просто фоном, без каких-либо акцентов. Причем с CS подобной проблемы нет — конечно, визуально шутер понятнее, и красоту эйса там проще передать, чем какой-либо хайлайт в Dota 2. Однако Valve в True Sight наглядно демонстрировала, как нужно работать с моментами в Dota 2. Более того, даже в старом «В зените мечты» были SFM-вставки, которые добавляли и зрелищности, и большей наглядности. Авторы «POV: Киберспорт» почему-то полностью отказались от этого приема, из-за чего драматизм и яркость дотерской линии чуть просели. 

Еще довольно спорным решением стал перевод речи англоязычных кастеров во время хайлайтов. Всё-таки передать нужные эмоции, нерв и драйв живого каста в озвучке постфактум практически невозможно. 

Лера ГребенниковаРедактор Cybersport.ru

Мне не хватило складности, ясности для простого обывателя. Почему зрителям должно хотеться наблюдать за этими героями? Почему именно киберспорт? Почему это круто — быть частью комьюнити? Казалось бы, суперпростые вопросы, но от профильного кино именно этого и ждешь. Ведь кто-то же влюбился в тему настолько, чтобы потратить на нее два года жизни.

У метра довольно высокий порог вхождения для новичков. Что такое BetBoom Dacha, какие правила на турнирах, в чем сложность бытования игроков на площадке и за ее пределами — все эти важные условности сказаны сильно вскользь.
Соглашусь с коллегой по поводу иллюстративных фрагментов матчей: сильно сбивает, когда ты не можешь понять, как соотносятся слова комментаторов и то, что происходит на карте. Появляется ощущение полнейшей дереализации, а пока ты от него оправляешься и силишься сообразить, кто кого, история уже сильно скачет вперед.
В заключение хочется сказать, что фильму бы не помешало отказаться от части материала в угоду стройности финального результата. Однако не может не радовать заданная планка экспертизы обычного зрителя, а также искренний глубокий интерес к теме. Даешь киберспорт в массы!

В итоге «POV: Киберспорт» получился довольно ярким, самобытным и привлекательным фильмом про нашу любимую индустрию. Да, у картины есть недостатки, и ей как будто не хватает целостности, всё-таки у стремления охватить сразу несколько дисциплин и не связанных ничем персонажей есть очевидные последствия. Однако создать ту самую витрину, которую, например, можно показать своим родителям или близким, чтобы объяснить, почему киберспорт — круто, авторы смогли. А главное, что и фанаты киберспорта смогут найти на этой витрине что-то интересное для себя. 

Источник: cybersport.ru

Next Post

Молодёжный состав NAVI начал с победы выступление в отборочных на The International 2025

Natus Vincere Junior разобрались с Yellow Submarine в стартовом матче закрытой квалификации для Западной Европы на The International 2025 по Dota 2. Итоговый счёт встречи — 2:0. Далее ростер Артема Niku Бачкура сыграет против Nigma Galaxy. Матч пройдёт 14 июня в 18:00 мск. Победитель получит место в полуфинале отборочных. Закрытая квалификация для Западной Европы на The International 2025 […]